Новогрудская епархия Белорусская Православная Церковь Миссионерский отдел

НОВОГРУДСКАЯ ЕПАРХИЯ

СВЯТЫЕ И СВЯТЫНИ

Новогрудская Замковая икона Божией Матери

Новогрудская Замковая икона имеет связь с Елецкой-Черниговской иконой Божией Матери. Преподобный Антоний Печерский, подвизаясь на Болдиных горах в Черниговском княжестве, в 1060 году обрел икону Божией Матери, стоящую на ели. На месте явления иконы была основана обитель в честь Успения Пресвятой Богородицы. Явленная икона была названа Елецкой, потому что образ был обретен на ели.

С Елецкой иконы было сделано несколько списков, и один из них был в 1138 году привезен в христианский город Новогрудок великим князем Киевским Ярополком (+1139), правнуком великого князя Ярослава Мудрого.

Первоначально икона была помещена в одном из храмов Новогрудка, один из которых находился на территории замка, а другой на месте ныне существующего Свято-Борисо-Глебского собора.

Надо полагать, что, если не сразу, то впоследствии икона находилась в Замковой церкви. Это видно из самого названия иконы, которая называлась «Замковая». В начале XIV столетия на территории замка была построена новая церковь, освященная в честь Успения Пресвятой Богородицы. Замковая икона была перенесена в новый храм. Сам образ с давних времен прославился чудотворениями.

Новогрудок в те времена нередко подвергался нападениям от неприятелей, а замок и храм, где находилась икона – разорению. По всей видимости, в одно из таких нашествий икона была похищена. Есть сведения, что она попала на Украину и была спасена иноками Киево-Печерского монастыря. В XV столетии преподобный Феодор Печерский, князь Острожский (+ ок. 1483), возвратил эту икону в Новогрудок, передав святыню великому князю Литовскому Витовту (1392-1430).

После подписания Брестской унии в 1596 году, храмы Новогрудка стали захватываться униатами. Храм святых благоверных князей Бориса и Глеба, построенный в 1517 – 1519 годах на месте храма XII века на средства гетмана Великого Княжества Литовского князя Константина Константиновича Острожского (1460-1530) и митрополита Иосифа II (Солтана) (+1521), после 1616 года стал униатским. Свято-Успенская замковая церковь во второй половине XVII столетия была перестроена под костел в стиле барокко. Таким образом, Замковая икона оказалась в руках римо-католиков и униатов.

В 1654 году на икону была изготовлена серебряная риза, на которой было выгравировано: «Року 1654 ианнуария 25 д. за старанием Ч.О. Павла Крискевича протопопы Новогрудского, пресвитера церкви Пречистыя Богородицы, и коштом Иоанна Рамановича сей образ поставлен есть».  Замковая икона восхвалялась в песнях и стихах того времени. Ей были посвящены такие издания: «Новая защита несчастной Отчизны с неба данная в образе чудотворной Богородицы Девы Марии из храма Новогрудского» (Вильно, 1673) и «Effigies miraculosae imagines Deiparae Virginis, quae apud Patres Sosietatis lesureligiose colitur Novogrodeci» (Вильно, 1684).

Сохранились сведения, что в 1710 году в период Северной войны, новогрудский замок был сожжен, но икона была сохранена. Также известно, что знаменитый поэт Адам Мицкевич в трехлетнем возрасте сильно ушибся, упав с окна дома, но получил исцеление от Замковой иконы. Во второй половине XVIII столетия чудотворный образ был перенесен из замковой церкви в Свято-Борисо-Глебский храм г. Новогрудка.

В 1839 году, после воссоединения униатов с Православной Церковью, замковая икона вновь возвращается православным. В 1850 году, по всей видимости из-за ветхости, замковая церковь была разобрана.

В годы Первой мировой войны, в 1915 году, при эвакуации ценностей ввиду наступления кайзеровских войск, икона была вывезена в Россию и дальнейшая ее судьба по сей день неизвестна.

Мирская икона Божией Матери

Ныне имеющуюся в Свято-Троицком храме г.п. Мир Кореличского района Гродненской области чудотворную Мирскую-Почаевскую икону Божией Матери можно назвать преемницей той чудотворной иконы, которая была известна в Мире с давних времен.

В начале XVI столетия в Мире был построен величественный замок, сохранившийся до наших дней. В 1533-1550 годах в Мире была построена каменная Свято-Троицкая церковь, существующая поныне. К этому же столетию относится появление в Мире чудотворной иконы Божией Матери. Икона, согласно сохранившемуся описанию, была написана на холсте в византийском стиле, величиной в 1 аршин 10 вершков. Явление чудотворного образа, надо полагать, было дарованием народу православному небесной помощи в то время, когда люди стали испытывать притеснения и угнетения после введения крепостного права и после начавшей усиливаться в крае экспансии католицизма.

Чудотворная Мирская икона Божией Матери находилась в упомянутой Мирской Свято-Троицкой церкви. Несомненно, что к этому чудотворному образу прибегали православные жители местечка Мир и окрестных деревень, прося помощи и заступления у Небесной Ходатаицы.

Несмотря на активное насаждение унии в Белоруссии после 1596 года, Свято-Троицкий храм в Мире оставался православным вплоть до 1679 года. После 1679 года храм и чудотворная икона переходят в руки униатов. Но простой народ продолжал приходить к своей святыне и не собирался менять своего мировоззрения в пользу унии и римо-католичества.

Тогда для усиления латинской пропаганды было решено прибегнуть к другой мере – основать при Свято-Троицком храме базилианский монастырь.

В 1824 году Мирский базилианский монастырь был упразднен, а Свято-Троицкая церковь сделана приходской. В 1839 году обращение прихода в Православие совершилось мирно и безболезненно. Мирская чудотворная икона вновь стала достоянием православного народа.

В 1865 году в м. Мир произошел пожар, в результате чего сильно пострадал Свято-Троицкий храм. Но благодаря усердию и расторопности настоятеля Мирской церкви протоиерея Кудрицкого и некоторых прихожан все церковное имущество и даже иконостас были спасены от огня. Тогда же была спасена и Мирская икона Божией Матери. Не уцелела только значительная часть церковного архива, в котором, возможно, сохранялись сведения о Мирском чудотворном образе.

Поскольку храм после пожара находился в развалинах, богослужения в 1868 года стали совершаться в упраздненном костеле, переделанном под православный храм. По всей видимости, туда же была перенесена и чудотворная икона. В 1873 – 1875 годах Свято-Троицкая церковь была восстановлена, и чудотворный образ Божией Матери был возвращен на прежнее место. Икона в то время находилась над царскими вратами и была прикреплена так, что с помощью специального механизма опускалась вниз до середины царских врат для поклонения богомольцев.

В 1875 году на пожертвования членов православного братства Мирской церкви чудотворная икона была покрыта новой позолоченной серебряной ризой искусной работы, украшенной разноцветными стразами. Изготовление ризы обошлось в приличную по тем временам сумму – 500 царских рублей.

Мирские прихожане очень ценили и любили свой чудотворный образ. В воскресные и праздничные дни в пять часов вечера в храме перед чудотворной иконой всегда служился акафист Божией Матери, песни которого пелись всем народом.

В настоящее время этот чудотворный образ утрачен. По всей видимости в годы Первой мировой войны икона была вывезена и впоследствии утеряна. По другим сведениям образ был утрачен в 1925 году.

Матерь Божия не оставила православных жителей г.п. Мир без Своей помощи и заступления. По особому промыслу Божию через непродолжительное время был явлен новый чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Явление новой иконы в м. Мир связано с именем протоиерея Владимира Свирского, который был в 1917 – 1949 годах настоятелем Свято-Троицкой церкви в Мире. Его супруга Екатерина Иосифовна в 1932 – 1933 годах тяжело заболела и уже умирала. Ночью во сне ей было видение Почаевской иконы Божией Матери и было слово Свыше: «Молись сему образу и исцелишься!». И когда отец Владимир с матушкой стали усердно днем и ночью молиться перед Почаевским образом Божией Матери, матушка Екатерина выздоровела и совершенно оправилась от болезни. Отец Владимир, переполненный чувства благодарности к Богу и Его Пречистой Матери, вознамерился заказать и привезти в Мир список Почаевского образа и оказать ему все возможные почести.

В 1933 году отец Владимир поехал в Почаевскую Лавру и заказал там список с чудотворной Почаевской иконы. На икону была изготовлена серебряная риза. На ризе выгравировали памятную надпись: «Дар настоятеля сей церкви протоиерея Владимира и Екатерины Свирских в память исцеления от смертной болезни в 1933 году». На иконе, под изображением Божией Матери, были сделаны клейма, изображающие преподобного Иова Почаевского, святого равноапостольного князя Владимира и великомученицу Екатерину.

После того, как икона была написана, ее привезли поездом из Кременца до станции Городея, а затем несли крестным ходом до Мира 11 километров. По воспоминаниям очевидцев в крестном ходе приняло участие огромное количество народа: по пути крестного хода отовсюду стекались люди и следовали за иконой. Многие не скрывали слез. Это событие сильно тогда всколыхнуло людей.

Икона была установлена в иконостасе Свято-Троицкой церкви над царскими вратами. Это было вполне естественно: там находилась первая Мирская икона Божией Матери, так находился в Почаевской Лавре  и оригинал привезенной в Мир иконы. По праздникам и особым дням Мирскую Почаевскую икону опускали до середины царских врат для поклонения верующих.

Люди очень почитают Мирскую Почаевскую икону Божией Матери. Каждый год 5 августа, начиная с 1933 года, к ней стекается множество людей, чтобы вознести молитву, возблагодарить, испросить помощи.

Подлипская икона Божией Матери «Достойно есть»

Этот образ – копия Подлипской иконы, явленной в давние времена, написан в начале 1930-х годов. В данное время он находится в алтаре храма святого пророка Илии г.п. Любча Новогрудского района Гродненской области. Образ писан на дереве, размеры его 64 на 38 сантиметров.

Согласно преданию в давние времена некоторый набожный человек около реки Неман, близ места, где впоследствии возникло имение Войново, поместил на липе икону Божией Матери. С течением времени икона заросла корой, но потом чудесным образом была обретена. Она была найдена во второй половине XVIII столетия владельцем имения Войново Антонием Ольшевским и перенесена в построенную им в имении униатскую церковь. Найденная икона была списком с иконы Божией Матери «Достойно есть». Поскольку икона была обретена на липе, она стала называться «Подлипская».

Храм на месте обретения иконы был построен в 1840 году. Произошло это следующим образом. На месте обретения иконы росло две липы, на одной из которых была найдена в свое время икона Божией Матери «Достойно есть». Местные православные жители в знак уважения к этому святому месту пожелали построить там храм. Для этого был собран необходимый строительный материал, но владелец имения Войново и прилегающих к нему земель – помещик Маргилевич – употребил собранные материалы на собственные нужды. В скором времени он ослеп. Увидев в этом действие карающей десницы Божией, Маргилевич раскаялся в содеянном, подарил православным участок земли под храм и распорядился немедленно приступить к постройке церкви. После этого зрение возвратилось к нему.

Храм был деревянный, однопрестольный, освящён в честь Святой Живоначальной Троицы, имел вид корабля. Его алтарь был построен на корне той липы, где была обретена икона Божией Матери «Достойно есть». Рядом с церковью росла другая липа, как напоминание об обретении иконы на дереве. По названию иконы «Подлипская» и сам храм стал именоваться Подлипским. Чудотворная икона находилась в алтаре на Горнем месте. Образ был писан на дереве, высота его была 35, 56 сантиметров. В 1879 году икона была покрыта серебряной ризой.

 Образ почитался местными жителями как чудотворный. Также в трех верстах от Подлипской церкви, близ д. Загорье-Делятичское, находился источник целебной воды, называемый в народе «Студенец», где люди исцелялись от глазных болезней. А между деревнями Загорье-Делятичское и Плянта находятся два огромных холма, называвшиеся в народе «Божница», где по рассказам старых людей в церковные праздники, если приложить ухо к земле, слышен колокольный звон. На холмах в те времена ничего не росло, кроме малых зарослей кустарников.

Ежегодно на престольный праздник, который торжественно совершался на третий день Святой Троицы, на поклонение чудотворной Подлипской иконе Божией Матери из разных мест стекалось великое множество богомольцев. Также торжественно отмечался третий день Рождества Христова и третий день Святой Пасхи. В эти дни богослужение совершалось в соединении со службой в честь иконы Божией Матери «Достойно есть».

В первой половине XX столетия в Подлипской церкви на престольные праздники проходили настоящие народные праздненства. «Под липку», — как говорили в народе, приезжали на возах, приходили пешком. Люди одевали самую красивую одежду, женщины в большинстве своем одевались в белое. Организовывалась ярмарка, где торговали глиняными лошадками, собачками-свистульками, сладкими петушками из сахара на палочках. После богослужения люди шли к живущим неподалеку родственникам или знакомым в гости.

До Первой мировой войны Подлипская церковь была приписана к православному приходу в с. Делятичи.

Во время Первой мировой войны, в 1914 году, Подлипская икона Божией Матери была вывезена вглубь России и впоследствии навсегда утеряна, а сам храм подвергся разрушению, в результате чего от него остались только стены. Рядом с храмом проходила линия фронта, свидетельством чего служил сохранявшийся на погосте церкви цементный блиндаж. Люди, вернувшиеся после войны в свои дома, обратили внимание на поруганную святыню. Были собраны пожертвования, и к октябрю 1925 года храм был восстановлен.

Боголюбивые прихожане очень скорбели об утрате своей святыни – Подлипской иконы Божией Матери. По своему усердию они решили собрать деньги и приобрести новую икону Божией Матери «Достойно есть». В 1931 году на пожертвования прихожан такой образ был приобретен за 118 польских злотых и помещен на Горнем месте в Подлипской церкви, как и прежний утраченный чудотворный образ.

В годы Второй мировой войны храм уцелел, но в годы хрущевских гонений на Церковь был разрушен. Подлипская церковь была разобрана в 1956 году, а на её месте была сделана дорога. Образ Божией Матери «Достойно есть» был спасен от уничтожения. Сейчас он, как было сказано выше, находится в алтаре храма святого пророка Илии г.п. Любча Новогрудского района.

В 1997 году рядом с местом, где находилась церковь, был поставлен памятный крест. В конце XX столетия была спилена липа, которая росла возле Подлипской церкви.

В последние годы с иконой Божией Матери «Достойно есть», совершаются многолюдные крестные ходы из г.п. Любча к часовне, где стояла Подлипская церковь.

Мижевичская Смоленская икона Божией Матери

Мижевичская икона Божией матери находится в храме Рождества Пресвятой Богородицы а.г. Мижевичи Слонимского района. Образ представляет собой рельефное изображение Смоленской иконы Божией Матери в овале, сделанное из желтого сплава, размерами 10 на 7 сантиметров.

Об этой иконе сохранились следующие сведения. На том месте, где ныне стоит храм Рождества Пресвятой Богородицы в с. Мижевичи во времена царствования императрицы Екатерины Второй (1762 – 1796) стояла походная церковь одного из русских полков. Упомянутый образ был собственностью этой полковой церкви и воинами почитался как чудотворный.

Где и при каких обстоятельствах был изготовлен и обретен этот образ, сейчас установить невозможно. Икона необычна тем, что отлита из металла.  Однажды полк, стоявший в Мижевичах лагерем, собрался в путь. В повозку уложили походную церковь с чудотворной иконой, запрягли лошадей, но сдвинуть повозку с места никак не могли. Сколько ни трудились, ни употребляли усилий, все было напрасно. После общего совета решили отслужить акафист Божией Матери. Акафист отслужили, но повозка все равно не двигалась. Целый полк пришел в смущение и недоумение. В конце концов пришли к мысли, что Пресвятой Богородице не угодно расстаться с этим местом, что подтверждалось и просьбами крестьян оставить тут святой образ. Тогда икона была вставлена в большой деревянный крест, который утвердили на том месте, где стоял престол походной церкви.

Крестьяне, видя это знамение и любовь к ним Царицы Небесной, стали собираться на молитву к этому образу, а с течением времени, собрав необходимые материалы, построили на том месте деревянную церковь, которая была освящена в 1800 году.

Прихожане Мижевичской церкви в середине XIX столетия свидетельствовали, что этот образ Божией Матери Сам Бог послал им для избавления от несчастий. Пока не было иконы, пожары, голод и различные болезни у людей и у домашнего скота часто посещали ту местность. А с момента появления иконы, не было в Мижевичах ни одного пожара, никакой повальной болезни, ни на людях, ни на скоте, чего нельзя было сказать о соседних селениях.       Любовь у народа к этой иконе была настолько сильна, что даже когда в 60-х годах XIX столетия на месте старой церкви строился новый храм, жители Мижевич не согласились перенести икону на период строительства в соседнюю церковь.

Новый храм был торжественно освящен 9 мая (ст. ст.) 1864 года в честь Смоленской иконы Божией матери настоятелем Жировичского монастыря архимандритом Николаем (Редутто) в сослужении четырех иереев. Чудотворный образ Божией Матери был помещен в алтаре церкви на Горнем месте.

Позже храм был переосвящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

По заступничеству Пресвятой Богородицы храм оставался целым и невредимым в трудные годы XX столетия. Мижевичская церковь продолжала быть действующей в годы Первой мировой войны и в период нахождения Западной Беларуси в составе Польского государства.

Храм не закрывался и оставался действующим и в годы советской власти. И по сей день Пресвятая Богородица неоскудно подает Свои милости всем притекающим к Ее иконе в веси Мижевичи.

Колпенская икона Божией Матери

Колпенская икона Божией Матери находится в Свято-Троицком храме а.г. Деревная. Образ, размером 87 на 60 сантиметров, писан на жести. Большие короны на главе Богомладенца Христа и Божией Матери указывают на следы влияния западной иконописи. Икону можно отнести к типу «Умиление».

Согласно преданию эта икона была обретена в конце XVIII столетия в лесу на березе в полутора верстах от имения Деревная, принадлежавшего графу Тимену (+ после 1836). Икону увидели местные жители, которые заготавливали дрова (по другой версии пастухи). На месте явления была построена деревянная церковь, в которой поместили обретенную икону. Близ храма находился источник, вода которого обладала целебной силой. Место, где была обретена икона, стали называть Колпенка. От этого и сама икона получила название Колпенской.

О храме, построенном на месте явления иконы, в архивных документах говорится, что «сия церковь построена в 1803 году графом Тименом. Здание деревянное. В 1881 году церковь отремонтирована на средства прихожан. Церковь имеет один престол во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Утвари в церкви нет. Церковь находится в полтора верстах от приходской церкви. Богослужения совершаются в ней в третий день праздников Святой Пасхи и Святой Троицы, 26 июня, 15 августа, 8 сентября и в другое время по желанию прихожан». Из документа явствует, что кроме престольного праздника, третьего дня праздников Рождества Христова и Пасхи, праздничные богослужения совершались на Успение Пресвятой Богородицы и в день памяти Тихвинской иконы Божией Матери.

По воспоминаниям старожилов, живших во времена Второй Речи Посполитой, люди тогда очень почитали Колпенскую икону. На праздники богомольцы шли к храму крестными ходами. На богослужение собиралось так много народа, что церковь не вмещала всех присутствующих.

В 1939 году, когда в Западную Беларусь вступили советские войска, местные активисты КПЗБ подожгли церковь. Храм полностью сгорел – остался только фундамент. Но икона по милости Божией была спасена. Ее перенесли в Свято-Троицкую церковь с. Деревная.

В период хрущевских гонений на Церковь, в 1963 году, храм в Деревной был закрыт. В 1974 году из храма вывезли иконы, утварь, облачение, книги. По всей видимости, тогда же была вывезена и Колпенская икона. По промыслу Божию икону поместили в музей религии и атеизма г. Гродно, располагавшийся тогда в стенах закрытого в 1960 году Гродненского Свято-Рождество-Богородичного женского монастыря.

Икона находилась в стенах закрытой обители до 1989 года, когда по ходатайству верующих с. Деревная, икона была передана в Свято-Троицкий храм с. Деревная, возвращенный Православной Церкви в том же 1989 году.

         В наше время известны случаи чудесной помощи по молитвам Пресвятой Богородицы от источника, сохранившегося по сей день близ сожженного храма Рождества Пресвятой Богородицы. В настоящее время на месте сожженного храма идет строительство новой церкви. Ежегодно в день памяти Тихвинской иконы Божией Матери в Свято-Троицком храме а.г. Деревная совершается Божественная литургия, а после нее крестный ход с Колпенской иконой на место явления сего образа, где на источнике совершается малое освящение воды.

Вензовецкая икона Божией Матери

Вензовецкая икона Божией Матери, находящаяся на Горнем месте в храме святых апостолов Петра и Павла а.г. Вензовец Дятловского района. Икона, размерами примерно 60 на 40 сантиметров, писана на доске, находится в серебряной ризе и старинной барочного типа позолоченной раме. О иконе сохранилось предание, что в период Северной войны 1700 – 1721 годов в Вензовецкий храм вошли шведы, ввели туда своих лошадей, и один из них ударил саблей по упомянутой иконе и отсек кусок рамы. В ту же минуту кощунники были поражены слепотой. В церковно-приходской летописи Вязовецкой церкви, составленной в 1930-х годах, упоминания о каких-либо чудотворных иконах в храме не имеется.

Мизгирёвский Крест

Известный многим Мизгиревский Крест был утрачен в прошлом столетии. После долгих тщетных попыток его найти было принято решение воссоздать местночтимую святыню по воспоминаниям старожил, что благословили исполнить священнику Владимиру Бобчику по его же инициативе. Крест был воссоздан с помощью иконописца монахини Варсонофии (Талатай), насельницы Свято-Благовещенского женского монастыря г. Слонима, освящен и доставлен в храм святых апостолов Петра и Павла в д. Мизгири 26 марта 2022 года.