В Великий Четверг вспоминается Тайная Вечеря, которая продолжается и сейчас в каждом православной храме. И священнослужители, и миряне являются участниками той самой Вечери перед страданиями Христа, приобщаясь к Телу и Крови Христовым.
Перед Трапезой Спаситель умыл ноги Своим ученикам, явив пример смирения и служения друг другу. Он исполнил закон Моисеев, встретив ветхозаветную Пасху, но и установил новую Пасху — Таинство Евхаристии. «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:26–28).
Каждая Литургия — воспоминание Тайной Вечери, но Литургия в Великий Четверг особая: сегодня она совершается как ежегодная память об этом событии — одном из последних в земной жизни Спасителя.
13 апреля 2023 года, в Великий Четверг Страстной седмицы, архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий совершил часы, изобразительны и вечерню в соединении с Литургией святителя Василия Великого в Успенском соборе Жировичского монастыря.
Его Высокопреосвященству сослужили духовенство Новогрудской епархии, преподаватели Минской духовной семинарии и братия монастыря в священном сане. Диаконский чин возглавил протодиакон Андрей Скробот. За богослужением пел мужской хор Минской духовной семинарии под управлением диакона Евгения Василевского.
В Великий Четверг на Литургии священнослужители заготовляют Дары на весь год, чтобы священник при необходимости мог причастить тяжелобольного.
По окончании богослужения владыка совершил чин умовения ног по образу Христа, он омыл в храме ноги 12 сидящим священнослужителям в знак смирения и служения народу Божию.
Христос, предначиная Свои страдания, покидает Сионскую горницу и направляется в Гефсиманский сад. Это будет предпоследняя ночь, ночь перед Смертью, ночь молитвы. Спаситель молился как Человек до кровавого пота и доверял Отцу Небесному как Сын. «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Мк. 16:39).