О МОНАСТЫРЕ
Лавришевская обитель является одним из древнейших православных монастырей, известных в Западной Руси и Литве[1]. Ее основание датируется второй половиной XIII в.
Согласно раннему церковному преданию, которое подтверждается поздними источниками[2], история основания Лавришевского монастыря тесно связана с именем прп. Елисея Лавришевского[3].
Древнейшее упоминание о преп. Елисее находится в дарственной Лавришевскому монастырю (1517г.) [4] от имени Александра Ивановича Ходкевича, маршалка короля Жигимонта Старого. А.И. Ходкевич передает обители свое имение в Лычицах и адресует вклад таким образом: «монастыру пречистое Божое Матери храму честнаго Ея Успения во обшеру лавры преподобнаго отца Елисея»[5].
Древнейшее жизнеописание перп. Елисея находится в труде профессора и ректора Виленского университета Альберта Кояловича «Miscellanea rerum ad statum ecclesiasticum in Magno Lithuaniae Ducatu pertinentium»[6] (1650г.). Коялович сообщает, что в его распоряжении имелось житие преподобного Елисея Лавришевского, написанное по-славянски. Согласно ему преп. Елисей родился у «знатных в Литве родителей», «если некоторые не ошибаются» – у «Тройдена Князя Литовского», и долгое время жил при дворе великого князя Литовского, «вероятно Мендовга», занимая высокую должность. Позже, оставив мирскую жизнь, Елисей нашел безлюдное место, окруженное болотами, где от некоего подвижника воспринял монашество. Когда вокруг Елисея собралось много послушников и монахов, он построил для них церковь и монастырь. Елисей был убит своим питомцем, бесноватым юношей-слугой в ночь на 23 октября. К сожалению, больше о жизни преп. Елисея автору середины XVII века ничего не известно. Позднее появляются сведения о времени жизни небесного покровителя обители — в 1864 г. архим. Николай впервые указал дату основания монастыря преп. Елисеем – 1225 г.[7], а в более поздней работе Е.Е. Голубинского появилась и дата смерти преп. Елисея – 1250 г.[8] Конечно, мы понимаем, что это лишь ориентировочные даты, точные до нашего времени не сохранились.
По свидетельству А. Кояловича, в 1514 году на соборе в Вильно под председательством митрополита Иосифа Солтана преп. Елисей был прославлен в лике святых. Таковой собор действительно имел место. В 1514 году в Вильно собрались епископы, клирос, и даже представитель Константинопольского Патриарха[9]. В повестку собрания вероятно вошел и вопрос о прославлении преп. Елисея, а среди участников собора был и Лавришевский архимандрит, не названный, правда, по имени. По всей видимости, это был Иона (Протасевич), будущий митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси (1568—1576).
Святость преподобного Елисея обнаружилась, в частности, через чудеса от его мощей, которые особенно помогали страждущим от беснования. Так, прикоснувшись к чудотворным останкам святого, исцелился и сам бесноватый слуга преподобного, убивший его. Еще одно чудо произошло около 1505 года, во время правления короля Польского Александра. Согласно преданию, когда татары под водительством Менды-Гирея, опустошив окресности Новогрудка, приблизились к Лавришевскому монастырю, Господь явил чудо через своего угодника: татарам показалось, что монастырский двор заполнен конницей, и они удалились[10].
По свидетельству А. Кояловича, в середине XVII века в церкви находилась главная святыня монастыря – захоронение (букв. – «могила») преподобного Елисея[11]. Были ли в древности обретены мощи преподобного, или они почивали под спудом нам доподлинно не известно.
Существует предание, что духоносным наставником преподобного Елисея был святитель Лаврентий Туровский, окончивший свой жизненный путь в Киево-Печерской Лавре. Однако святитель Лаврентий умер уже в 1192 году — вероятно ранее, чем преп. Елисей принял монашество.
Почитание преподобного Елисея подтверждено и в наше время «включением его имени в Собор Белорусских святых, празднование которому было установлено в 1984 г. при митр. Минском и Белорусском Филарете (Вахромееве)»[12].